Главная » 2010»Апрель»19 » Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе
12:26
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе. Урок-исследование «Роль обособленных определений в художественном тексте» ( на примере повести Тургенева «Ася»)
Цели урока: - выявить роль обособленных определений в художественном тексте; - совершенствовать навыки анализа художественного текста, пунктуационного разбора, работы в группе; - совершенствовать умение самостоятельной работы на этапах поиска, обработки информации, анализа, эксперимента. Оборудование: мебель расставлена для групповой работы, подготовлены комплекты заданий для групп, рабочие листы, маркеры, скотч, доска, тетради, учебники литературы для 8 класса Оформление доски: Гипотеза… ( записывается коллективная формулировка после обсуждения)
Список литературы: 1. Кожина С.И.. Стилистические ресурсы русского языка как предмет исследования лингвистической стилистики 2. Розенталь Д.Э и др. Словарь лингвистических терминов. 3. Иванова С.Ю. А готовы ли Вы к единому государственному экзамену по русскому языку ( учебное пособие)
Речевые формулы: …(автор) утверждает (считает), что обособления нужны для… I. Постановка целей и задач урока. Учитель: Изучая тему «Обособленные определения и приложения», мы разобрали и записали огромное количество предложений, текстов с данными обособлениями. Но в собственной письменной речи их по-прежнему практически не используем. В то время как в художественном произведении встречаемся с ними достаточно часто. Что мы теряем, не используя данный ресурс языка? Чем он может быть нам полезным? Дать ответы на этот вопрос призван сегодняшний наш урок.
- Внимательно прочтите название урока и попробуйте сформулировать нашу цель.
- Исследование – это вид научной поисковой деятельности, который предполагает следование четкой схеме, отражающей основные этапы работы. Ее вы видите на доске: 1. Сбор информации. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Наблюдение и сбор данных. 4. Анализ полученных данных. 5. Постановка эксперимента, подтверждающего/опровергающего гипотезу. 6. Вывод.
II. Организация исследования. 1. Итак, мы переходим к первому этапу работы. Приготовили белые листы. Сейчас вы, работая в группах, должны будете изучить материалы различных источников о роли обособлений в речи (список литературы на доске). Ваша задача - выделить главное и сформулировать ответ на вопрос «Какую роль играют обособления в речи?» - 5 минут.
2. Зигзаг. Обменяйтесь своими выводами и сформулируйте свое предположение, гипотезу по теме нашего урока – 5 минут.
3. Заслушаем группы. Сформулируем общую гипотезу глаголами(записывается на доске)
4. Для продолжения работы вернитесь в свои группы. Обращаемся к тексту для наблюдений и сбора данных. Готовим голубые листы – задания. У каждой группы своя небольшая часть текста (1 гр – с. 294 абз4 «Мы проболтали часа два»; 2 гр – с 299 абз1 «Я промолчал»; 3 гр – с 298 абз3 «На возвратном пути») – после обсуждения в группах заполняем первую графу таблицы на доске:
(Пейзаж) (Волшебство природы) Акцент на чувства героя (Отношение к герою) (Восхищение) Акцент на отношении (Портрет) (Перемену в Асе) Акцент на перемену
5. Что для автора является особенно важным в этом фрагменте? Сформулируйте свой вариант ответа, запишите на листах, вывесите на доску.
6. Выполните разбор предложений в тексте, найдите предложения с обособленными определениями. Начертите схему определений (веер определений). Что делает с ними обособление? Заполняем схемами 3 графу таблицы. Внимание! Что общего? (большое количество определений – творческая манера И.С. Тургенева)
7. Определите условия обособления. Измените предложения, сделав обособленные определения необособленными. Прочитайте. Что изменилось? (монотонный поток речи, ушли акценты, главная мысль автора потерялась) где это оказалось невозможно? ( 3 гр) Почему? III. Переходим к эксперименту. Если наши выводы верны, то это закономерность. Она должна работать всегда, везде. Проверим. 1. Задания на желтых листах. Попробуйте из данных фрагментов восстановить авторский текст ( предложения из текста. Не забывайте расставлять знаки препинания!!!), преследуя определенную цель: 1гр – передайте интерес автора к башне (На самой вершине голой скалы возвышалась четырехугольная башня, вся черная, еще крепкая, но словно разрубленная продольной трещиной) 2гр – подчеркивается исключительность героя (У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами) 3гр – пристальное внимание героя к переживаниям Аси (Она сошла вниз, на минутку, с повязанным лбом, бледная, худенькая, с почти закрытыми глазами; слабо улыбнулась)
2. Подведем итоги эксперимента. Какую роль играют обособленные определения в тексте Тургенева? Удалось ли нам подтвердить нашу гипотезу?
IV. Итоги урока. Д/з: отредактировать свое письменное высказывание об Асе, включив туда обособленные определения.