ГБОУ СОШ №22 г.о. Чапаевска
Понедельник, 23.10.2017, 08:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Мой профильРегистрацияВыходВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Посетите

Главная » 2010 » Апрель » 19 » Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе
12:26
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе.
Урок-исследование
«Роль обособленных определений в художественном тексте»
( на примере повести Тургенева «Ася»)

Цели урока:  - выявить роль обособленных определений в художественном тексте; 
                       - совершенствовать навыки анализа художественного текста,  пунктуационного разбора, работы в группе;
                       - совершенствовать умение самостоятельной работы на этапах поиска, обработки информации, анализа, эксперимента.
Оборудование: мебель расставлена для групповой работы, подготовлены комплекты заданий для групп, рабочие листы, маркеры, скотч, доска, тетради, учебники литературы для 8 класса
Оформление доски: 
Гипотеза…   ( записывается коллективная формулировка после обсуждения)

Список литературы:
1. Кожина С.И.. Стилистические ресурсы русского языка как предмет исследования лингвистической стилистики
2.  Розенталь Д.Э и др. Словарь лингвистических терминов.
3.  Иванова С.Ю. А готовы ли Вы к единому государственному экзамену по русскому языку ( учебное пособие)

Речевые формулы: …(автор) утверждает (считает), что обособления нужны для…
I. Постановка целей и задач урока.
Учитель:  Изучая тему «Обособленные определения и приложения», мы разобрали и записали огромное количество предложений, текстов с данными обособлениями. Но в собственной письменной речи их по-прежнему практически не используем. В то время как в художественном произведении встречаемся с ними достаточно часто. Что мы теряем, не используя данный ресурс языка? Чем он может быть нам полезным? Дать ответы на этот вопрос призван сегодняшний наш урок.

 - Внимательно прочтите название урока и попробуйте сформулировать нашу цель.

 - Исследование – это вид научной поисковой деятельности, который предполагает следование четкой схеме, отражающей основные этапы работы. Ее вы видите на доске:
1. Сбор информации.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Наблюдение и сбор данных.
4. Анализ полученных данных.
5. Постановка эксперимента, подтверждающего/опровергающего гипотезу.
6. Вывод.
 
II. Организация исследования.
1. Итак, мы переходим к первому этапу работы. Приготовили белые листы. Сейчас вы, работая в группах, должны будете изучить материалы различных источников о роли обособлений в речи (список литературы на доске). Ваша задача -  выделить главное и сформулировать ответ на вопрос «Какую роль играют обособления в речи?» - 5 минут.

2.  Зигзаг. Обменяйтесь своими выводами и сформулируйте свое предположение, гипотезу по теме нашего урока – 5 минут.

3.  Заслушаем группы. Сформулируем общую гипотезу глаголами(записывается на доске)

4. Для продолжения работы вернитесь в свои группы. Обращаемся к тексту для наблюдений и сбора данных. Готовим голубые листы – задания. У каждой группы своя небольшая часть текста (1 гр – с. 294 абз4 «Мы проболтали часа два»;  2 гр – с 299 абз1 «Я промолчал»;  3 гр – с 298 абз3 «На возвратном пути») – после обсуждения в группах заполняем первую графу таблицы на доске:

(Пейзаж)
(Волшебство природы)
Акцент на чувства героя
(Отношение к герою)
(Восхищение)
Акцент на отношении
(Портрет)
(Перемену в Асе)
Акцент на перемену

5.  Что для автора является особенно важным в этом фрагменте? Сформулируйте свой вариант ответа, запишите на листах, вывесите на доску.

6.  Выполните разбор предложений в тексте, найдите предложения с обособленными определениями. Начертите схему определений (веер определений). Что делает с ними обособление? Заполняем схемами 3 графу таблицы.
Внимание! Что общего? (большое количество определений – творческая манера И.С. Тургенева)

7. Определите условия обособления. Измените предложения, сделав обособленные определения необособленными. Прочитайте. Что изменилось? (монотонный поток речи, ушли акценты, главная мысль автора потерялась) где это оказалось невозможно? ( 3 гр) Почему?

III.  Переходим к эксперименту. 

Если наши выводы верны, то это закономерность. Она должна работать всегда, везде. Проверим.
1. Задания на желтых листах. Попробуйте из данных фрагментов восстановить авторский текст ( предложения из текста. Не забывайте расставлять знаки препинания!!!), преследуя определенную цель:
1гр – передайте интерес автора к башне (На самой вершине голой скалы возвышалась четырехугольная башня, вся черная, еще крепкая, но словно разрубленная продольной трещиной)
2гр – подчеркивается исключительность героя (У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами)
3гр – пристальное внимание героя к переживаниям Аси (Она сошла вниз, на минутку, с повязанным лбом, бледная, худенькая, с почти закрытыми глазами; слабо улыбнулась)

2.  Подведем итоги эксперимента. Какую роль играют обособленные определения в тексте Тургенева? Удалось ли нам подтвердить нашу гипотезу?

IV.  Итоги урока.
Д/з: отредактировать свое письменное высказывание об Асе, включив туда обособленные определения.
Просмотров: 2386 | Добавил: Petr0vich | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • ЕГЭ. Официальный информационный портал Единого Государственного Екзамена
  • Федеральный образовательный портал
  • Юго-Западное управление МОиН Самарской области
  • СИПКРО Самара
  • Мы и Образование Рунета
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Региональный оброазовательный портал "Образование и наука Самарской Области
  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz